Для чего создан архив?

К 300-летию Перми «Пермская синематека» и киностудия «Новый курс» при поддержке Министерства культуры Прикамья перевели в цифровой формат снятую на плену кинохронику. На ней – жизнь города в прошлом.


Создание киноархива – один из самых масштабных проектов трёхсотлетия. Работа над архивом не заканчивается, можно сказать, она только началась. Архив продолжает пополняться новыми материалами. Переходите на сайт архива.

Идея

Идея оцифровать кинохронику Перми родилась у двух операторов, сотрудничавших с киностудией «Новый курс» и работавших на телекомпании «ВЕТТА» – Семёна Соснина и Сергея Лепихина. К сожалению, имя второго из них сегодня тоже стало историей пермского кино и телевидения. Поэтому работать над проектом Семён Соснин будет с другими операторами. Параллельно историк Александр Дерябин готовит каталоги, в которых максимально подробно описываются всех материалы архива.

«Работники кино и телевидения отлично помнят, что в Перми долгие годы существовал корпункт Свердловской киностудии, которая выпускала киножурнал «Советский Урал». Работало пермское телевидение, работал «Пермтелефильм», регулярно снимавшие самые разные сюжеты. Но сегодня у жителя города просто нет возможности познакомиться с этими материалами, потому что весь этот гигантский массив хранится в архивах, к нему нет доступа. А многое просто утеряно, и мы хотим спасти хотя бы то, что удалось сохранить», – рассказывает Семён Соснин историю возникновения идеи.
Экскурсия по Пермской художественной галерее (1984)
Задачи проекта
У проекта несколько задач, и первая из них – собрать ту самую кинохронику, связанную с Пермью и Пермским краем, снятую за более чем вековой период. Самая ранняя съемка датируется 1918 годом – приезд в Пермь члена Политбюро ЦК партии Григория Зиновьева (настоящая фамилия Радомысльский). В реализации проекта имеются сложности. Предстоит провести не только исследовательскую работу, собрав кинопленки, но и решить технические трудности, связанные с дефицитом аппаратуры, способной воспроизвести материалы на пленке.

Вторая задача – собрать и оцифровать видеоархивы пермского телевидения. «Когда мы начали заниматься этим проектом, нам в руки случайно попал видеорахив, оставшийся от телеканала «Авто-ТВ», который мог быть уничтожен. Точно так же случилось с архивом «УралИнформ-ТВ», сохранившимся в формате DV-Cam. Хотя компания формально еще существует, весь архив с начала 2000-х годов едва не был утрачен. Его спасли энтузиасты, которые понимали, что материалы сегодня представляют историческую ценность. Также благодаря частным лицам сохранился архив программы «Проспект», которая выходила на телеканале «Рифей», – пояснил Семён Соснин.

Наконец, третий пласт будущего киновидеоархива – съемки пермских кинолюбителей. Такие пленки пермяки сами приносили в «Новый курс» с просьбой оцифровать их, чтобы передать следующим поколениями своих семей. Занимавшийся этим Сергей Лепихин, во-первых, создал технологию быстрого «перевода» кинокадров в «цифру» с высоким качеством, а во-вторых, обнаружил среди съемок различных семейных торжеств и «детских» кадров поистине бесценные материалы, где зафиксированы стройки знаковых для Перми зданий, городские праздники, работа предприятий, да и просто особенности быта и досуга пермяков разных эпох.
В связи с этим у создателей проекта возникла проблема, которая пока до конца не решена – авторские права на те или иные съемки. Пока кинодокументалисты движутся в решении этого вопроса в двух направлениях. Все записи, которые после оцифровки могут быть представлены на специальном интернет-ресурсе со свободным доступом – будут выложены в сеть.

Авторы проекта осознают, что им предстоит проделать очень большой объем работ, поэтому завершить его в короткий срок не удастся. В 2023 году архив оцифруют и упорядочят, но работа на этом не завершится: база киноархива будет постоянно пополняться. Главное, что в результате реализации проекта в Пермском крае появится ресурс, где будет сохраняться «визуальная история Перми» и после празднования 300-летия города.
Показ фильма «Титаник» в кинотеатре «Кристалл» (Пермь, 1998)