Новости о фильмах

Как делалось кино в Прикамье: взгляд изнутри

Пермский край – очень «кинематографичный» регион. Природные ландшафты привлекали сюда создателей известных сегодня всей стране фильмов. «Волга-Волга», «Чужая родня», «Илья Муромец», «Девчата», «Тени исчезают в полдень» - вот лишь несколько из почти трёх десятков картин, снятых в Прикамье XX веке. Век сегодняшний не менее богат на фильмы с «пермским акцентом». Комедия «Ёлки», драма «Зулейха открывает глаза», космическая сага «Время первых», детский фильм «Чук и Гек», триллер «Одна» - только самые известные из кинопроектов.

Особняком в этом ряду стоят картины, которые не просто снимались в Прикамье, а родились и «выросли» здесь – начиная от идеи, книги, сценария, заканчивая собственно фильмом. «Любимчик» режиссёра Павла Печёнкина и пермской киностудии «Новый курс», сериал «Реальные пацаны», два фильма по книгам пермяка Алексея Иванова – «Сердце Пармы» и «Географ глобус пропил». И, конечно, кино про знаменитого двоечника Ивана Семёнова по книге Льва Давыдычева, ремейк которого снимался минувшим летом.

В результате в Перми сформировалась мощная киношкола. Киностудия «Новый курс», творческая мастерская Павла Печёнкина, «Пермская синематека» и фестиваль «Флаэртиана» - огромное движение, которое сегодня производит не только культурные, но и образовательные, социальные проекты. Создатели и «учителя» этой школы - операторы, режиссёры игрового и документального кино, актёры, монтажёры и звукооператоры. Многие из них уже ушли, оставив заметный след в культурном пространстве Перми и России, и, конечно, в памяти тех, кто с ними жил, работал и дружил.

Идея снять цикл документальных фильмов, посвящённых выдающимся режиссёрам, операторам и звукорежиссёрам, которые внесли значительный вклад в 60-летнюю историю пермское кино, появилась несколько лет назад у Сергея Лепихина. Ещё с 1980-х годов Сергей Михайлович принимал участие в съёмках множества заметных документальных, художественных и телевизионных фильмов. Сотрудничал с «Пермтелефильмом»», киностудией «Новый курс», пермскими телекомпаниями. Совместно с режиссёром Павлом Печёнкиным снимал знаменитого «Любимчика» и другие картины.
Печёнкин Лепихин
Павел Печёнкин и Сергей Лепихин в 1980-е годы

«Когда в середине 1980-х годов я пришёл на «Пермтелефильм» работать ассистентом режиссёра и имея желание самому снимать кино, Сергей уже учился во ВГИКе и работал супермехаником. Это значит, ему доверяли самые сложные съёмочные механизмы. О камерах он знал всё и прекрасно умел с ними работать. Съёмка, сделанная Лепихиным – это была гарантия качества. Впоследствии наши творческие пути то сходились, то расходились, но вместе мы сделали много интересных проектов», - вспоминает Павел Печёнкин.

К воплощению идеи Сергея Лепихина подтолкнула смерть его друга, оператора и режиссёра Константина Шитова. В память о нём был снят фильм «Постоянство Константина». Затем появился фильм «Такой разный Заплатин» о замечательном режиссёре, сценаристе и операторе Михаиле Заплатине. Фильм «Это был великий мастер!» об Александре Тиунове - звукорежиссёре, многие годы работавшем со всеми пермскими режиссерами, в том числе над созданием знаменитых «Трёх с половиной дней из жизни дней Ивана Семёнова». Последним из этой серии стал фильм «Перекладки» о пермской школе анимации, начиная со Светланы Можаевой.

Так родился цикл «История пермского кино в лицах» - по сути, как авторский проект Сергея Лепихина. В перспективе он планировал снять ещё четыре фильма. «Рубаха-парень» - об операторе Свердловской киностудии и Пермского телевидения Станиславе Сыпневском. «Простая биография оператора-романтика» - о кинооператоре, ученике легендарного Михаила Заплатина – Алексее Кузнецове. Фильм «Наливай, Петрович» - про оператора Анатолия Медведева, снимавшего «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова». И конечно, фильм про «Очень детского режиссёра» - Константина Березовского, главного создателя «Ивана Семёнова».

Талантливые и пронзительные, очень личные работы Лепихина получили поддержку поддержке Министерства культуры Пермского края в рамках подготовки к 300-летию Перми. Но едва открылось финансирование и начала разворачиваться масштабная работа, как в ноябре 2021 года Сергея Михайловича не стало: он скончался от коронавируса.

Как говорит Павел Печёнкин, от этого удара его друзья и коллеги не оправились и по сей день. Тем не менее, проект Сергея Лепихина будет реализован. «Выпавшее знамя» подхватили его коллеги из киностудии «Новый курс». Ведущая роль в создании будущих фильмов принадлежит режиссёру монтажа Ольге Бадиной.

Сценарии всех четырёх будущих работ построены таким образом, что вокруг фигур главных героев возникает очень рельефная картина, собранная из воспоминаний коллег, родных и друзей. Среди этих рассказов – удивительные истории съёмок тех или иных фильмов или сюжетов. Подводные течения и водовороты советского кинематографа и телевидения. Первые опыты рекламных роликов, ставшие сегодня целой индустрией. Сложная и замысловатая психология отношений между участниками творческого процесса, съёмочных групп. Секреты успеха, а также причины провалов и творческих неудач.

Все истории – очень искренние и честные. Не секрет, что люди творческих профессий способны на яркие чувства, при этом их семейная жизнь часто идёт наперекосяк. То ли причиной, то ли следствием таких неурядиц становится борьба с алкоголем, идущая с переменным успехом и не всегда увенчивающаяся победой. Случается, к сожалению, и наоборот, когда «зелёный змей» забирает талант, здоровье, и в конце концов – жизнь. Эти грани жизни кинохудожников тоже не остались за скобками сценариев.

Скорее всего, появится и пятый сценарий. Ведь сам создатель проекта Сергей Лепихин стал яркой страницей истории пермского кино и наверняка будет героем ещё одного фильма. В основе, как и в остальных случаях, будут воспоминания коллег и кадры, запечатлевшие замечательного оператора. Как замечает Павел Печёнкин, в последние годы он всё чаще появлялся на рабочих кадрах тех или иных съёмок…

По словам Павла Печёнкина, создание цикла «История пермского кино в лицах» – это попытка осмыслить ответ на вопрос: какой след каждый из нас оставляет в жизни после своего ухода? Чем старше становится человек, чем больший опыт он имеет за плечами, тем чаще он задаёт себе этот вопрос. Далеко не каждый успевает найти на него ответ при жизни. Как правило, такие ответы – удел потомков, чей взгляд очищен и отфильтрован прошедшими годами.

Как знать, возможно, документальный цикл «История пермского кино в лицах» поможет современникам иначе взглянуть на свою жизнь и последствия своих ежедневных решений. Понять это мы сможем, когда увидим премьеру цикла, которая запланирована на 2023 год.