Новости о фильмах

В память о городе, которого нет

Режиссер Борис Караджев относится к поколению, которое родилось и провело детство в Молотове. Его метрика, как раньше называлось свидетельство о рождении, выдана ЗАГСом Кагановического района. Ни района, ни города сегодня нет на карте. Но остались воспоминания людей об этом 17-летнем периоде в истории Перми, большое культурное наследие и застывшие в камне и бетоне монументальные свидетельства той эпохи. 

В качестве режиссёра и сценариста Борис Караджев создал более 70 документальных фильмов. Часть из них была снята в Перми. Сегодня, по его словам, он достиг того возраста, когда «вся рефлексия уже обращена в прошлое». А прошлое обладает тем свойством, что чем дальше по шкале времени отстоит от настоящего, тем больше романтизируется. Поэтому нельзя сказать, что идея фильма о том периоде, когда Пермь называлась Молотовым, пришла к Караджеву спонтанно. Это логическое продолжение других его пермских работ – например, фильмов «Эвакуационный роман»,  «Спросите нас…» и других. 

Как рассказывает Борис Яковлевич, для многих из тех, кто родился и вырос в Молотове, название города никак не  ассоциировалось ни с политикой, ни даже с именем человека, в честь которого переименовали Пермь. К тому же, как известно, Молотов – это псевдоним вятского рабочего-большевика Вячеслава Скрябина, ставшего впоследствии председателем Совнаркома и вторым человеком в СССР. Революционные деятели вообще очень любили брать громкие фамилии вместо не очень, по их мнению, благозвучных типа Ульянов или Джугашвили. Само звучание слова «Молотов» казалось очень подходящим всей пермской специфике, ведь даже на гербе города – промышленный молот.

Борис Караджев, режиссёр, сценарист:
- Осмысление прошлого помогает понять, почему мы стали такими, какими стали. Помимо генетики, нас формирует среда, и мы не всегда это до конца понимаем. В городе под названием Молотов я родился. Здесь я сделал первые детские открытия и испытал первые разочарования, здесь у меня появились первые друзья, я пошёл в первый класс, впервые попал в театр, прочел первые книги. Я хорошо помню двор, в котором жил, мою улицу Луначарского, дорогу до школы. Это был какой-то другой город, не очень похожий на нынешний, и я несу в себе отпечаток ТОГО города, его ауры, его хронотопа. И я не один такой. Уверен, что сходные чувства испытывают многие «молотовчане» моего поколения. Причём те, кто родился на 10 лет позже, – уже не имеют этого опыта. Ну, а тех, кто на 10–15 лет старше нас и застали начало «молотовского периода», осталось совсем мало, им уже далеко за 80. Поэтому я понимаю, что снять фильм о «молотовском» периоде Перми именно сейчас – это, возможно, последний шанс. 

Эти мысли Борис Караджев озвучил в прошлом году во время встречи в Москве губернатора Пермского края Дмитрия Махонина с экспертным советом Пермской кинокомиссии. Продолжением этой беседы стало получение финансирования проекта фильма из Фонда 300-летия Перми, к которому и приурочен фильм. 

Пермь была Молотовым с 1940 по 1957 год. В эти годы произошло много событий, очень важных для истории Перми. Началась и закончилась война, во время которой в Пермь были перевезены  заводы, которые и сегодня составляют основу промышленности края. Знаменитой на весь мир стала пермская балетная школа, которая зародилась во время эвакуации, когда в Молотов из Ленинграда прибыл Мариинский театр. В 1949 году началось строительство Камской ГЭС, в 1950 году был построен дворец им. Сталина (ныне он носит имя Солдатова). В 1953 году умер Сталин, потом прошёл ХХ съезд, после чего начался новый этап в истории города и страны… 

Конечно, главный событием в жизни молотовчан (как и всего нашего народа) была Великая Отечественная. Об этой войне и о завоеванной ценой огромных жертв победе мы сегодня много говорим, пишем и снимаем. А вот послевоенное время (вторая половина 1940-х – начало 1950-х годов), по мнению Караджева, как-то незаслуженно осталось в тени внимания историков и деятелей культуры. Восстановить  эту связь времен и должен будущий фильм.

Производство  фильма  осуществляют «Пермская синематека» и киностудия «Новый курс». Продюсер картины -  Павел Печёнкин. За творческую координацию проекта отвечает  пермский режиссёр-кинодокументалист Ольга Аверкиева, вместе с которой  Борис Караджев сделал уже не один фильм. Создатели  картины «локализуют» всё, что снято в нашем городе в 1940-1950-е годы, ищут людей, которые обладают ценными воспоминаниями и документами. Оценивают «фактуру» - здания и сооружения, построенные в те годы, часть из которых в наши дни уже сносится. 

Правда, едва начались съёмки «Воспоминания о городе М.», в работу вмешалась трагедия. От коронавируса умер Сергей Лепихин, которому отводилась роль главного оператора не только в этом проекте, но и в целом цикле фильмов, посвящённых 300-летию Перми. Борис Караджев говорит, что пока даже не понимает, как восполнить эту потерю: найти адекватную замену Сергею будет непросто.  

Тем не менее, работа над фильмом должна продолжаться. Ведь вся 300-летняя история Перми – это история как  испытаний и ударов судьбы, так и преодолений, побед и торжества человеческого духа. История «молотовского» периода это демонстрирует, пожалуй, особенно ярко.